Рождество
Уже первые христиане были убеждены, что Сын Божий тоже родился в дни солнцеворота. В IV веке стало официально отмечаться Рождество Христово, заменившее восточный праздник Непобедимого Солнца в день 25 декабря. Окончательно христиане стали отмечать Рождество в один определённый церковными соборами день два века спустя. Лишь армянская церковь празднует Рождество в один день с Крещением.
В средние века Рождество воспринималось прежде всего как церковная служба и стало главным праздником в католической церкви. Праздник дополняли представления на городских площадях на евангельские темы – мистерии. Со временем их почти вытеснил кукольный вертепный театр (изображающий вертеп – пещеру, место рождения Христа). Окончание поста предполагало – после первой звезды, напоминавшей о звезде Вифлеемской – обильное застолье.  В народной традиции Рождество стало открывать святочные дни –  «двенадцать святочных деньков» с тем же шествием по домам, угощением и песнями, славящими Христа и заключающими в себе добрые пожелания. Многое здесь осталось от языческих традиций – ряженые, маски животных и т.п. Новый год стал приходиться как раз на середину этих дней.
С появлением в XVI в. протестантских церквей Рождество стало обрастать традициями более светского характера. С этого века в Германии и странах Северной Европы распространилось украшение городов елями и другими хвойными деревьями или их ветвями как символами вечной жизни. Поначалу ветви украшали лишь зажжённые свечи.
Стало распространяться и представление, что Рождество – детский праздник, в который они получают подарки. Ведь дети – непорочное подобие младенца Христа. Впрочем, повторное дарение подарков было возможно и в Новый год, и на Крещение. В качестве их дарителя стал чаще всего выступать человек, изображавший святого Николая (или Отец Рождества). Ранее Николай Угодник дарил подарки в свой день – 6 декабря (это сохранилось в Голландии).Уже ко времени написания сказки Гофмана о Щелкунчике и Мышином короле Рождество на Западе стало семейным, благостным, в меру чинным, в меру весёлым торжеством с детскими хороводами вокруг ёлки, сладостями на её ветвях и сказкой, рассказанной под ней.
А ещё в эти дни надо было позаботиться обо всех, кому нужна помощь, как помогал им Христос. Отсюда – благотворительные раздачи подарков бедным, инвалидам, сиротам. Отсюда – и святочные рассказы о том, что в жизни любого человека, часто нуждающегося, должно состояться что-то светлое…
Всё это двести – сто лет назад распространилось и в России. Только подарки стал дарить более привычный для нас Дед Мороз из русских сказок. А затем, до недавнего времени, – 70-летний разрыв. «Только тот, кто друг попов, ёлку наряжать готов». Это – вначале. Затем власти спохватились – ёлку разрешили, но как новогоднюю, без намёка на христианские традиции.
Январь
        123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
KOTSOB.RU © 2007-2021 • MACLAI